Новости

Статья А.А.Двинянина «О полном выполнении РФ договоренностей Д.А.Медведева – Н.Саркози»

Вашему вниманию предлагается статья Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Абхазия А.А.Двинянина «О полном выполнении Россией договоренностей Д.А.Медведева – Н.Саркози от 12 августа 2008 г. 

О полном выполнении Россией договоренностей Д.А.Медведева – Н.Саркози от 12 августа 2008 г.

(или как Грузия лжет на международных площадках)

В последние годы и на площадке Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье, и с трибун различных международных организаций, не говоря уже о грузинских и западных СМИ и соцсетях, много говорится о том, что, дескать, Россия до сих пор не выполнила некое «соглашение о прекращении огня», якобы заключенное Москвой с Тбилиси 12 августа 2008 г., сразу после изгнания грузинских агрессоров с территорий Южной Осетии и Абхазии.

Как непосредственный участник женевского процесса с его первого дня, 15 октября 2008 г., вплоть до осени 2017 г., когда моя кандидатура была внесена на рассмотрение в качестве Посла Российской Федерации в Республике Абхазия в Администрацию Президента Российской Федерации, хотел бы внести ясность в этот по сути простой вопрос, который грузинская делегация при покровительстве западных партнеров не без некоторого успеха, надо признать, попыталась максимально размыть, дезинформируя мировую общественность и выдавая очевидный, как сейчас модно говорить, «фейк». Я же предпочитаю четкое русское слово «ложь».

В п.5 «Шести принципов урегулирования» или, как их называют сопредседатели Женевских дискуссий, включая представителя ЕС, «Плана из шести пунктов – Six Point Plan», но никак не в выдуманном в Тбилиси и Вашингтоне «соглашении о прекращении огня», согласованных 12 августа 2008 г. президентами России и Франции дословно говорится, что «вооруженные силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. До создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности».

В ходе переговоров с Н.Саркози и его командой под Москвой в тот день имелось четкое понимание, что российские войска выйдут с территории Грузии. Но речь не шла о том, что они покинут территории Абхазии и Южной Осетии, где они фактически находились порядка пятнадцати лет в составе миротворческих сил. Вывести их в обстановке, сложившейся в августе-сентябре 2008 г., означало бы оставить беззащитными осетин и абхазов перед угрозой грузинского реванша, и это хорошо понимали тогда французские партнеры, выполнявшие тогда, кстати, роль Председателя Евросоюза. Данное обязательство Россия полностью выполнила в ночь на 9 октября 2008 г., когда последний российский военнослужащий покинул территорию Грузии.

Подчеркну, что, выполняя пятый пункт Плана, мы сделали даже больше, чем просто вывели войска «на линию, предшествующую началу боевых действий». Следует обратить внимание на то, что к началу боевых действий российские военные посты были размещены по всей левой стороне р.Ингур, т.е. на территории Грузии, а в н.п.Урта Зугдидского района Грузии находился российский миротворческий батальон. Вдоль всей южной границы Южной Осетии несколько постов находились на территории Грузии (в частности, в н.п.Каралети). Вряд ли сохранение российских войск на грузинской территории устроило бы в сегодняшних условиях Тбилиси и его западных спонсоров-покровителей.

С признанием Россией 26 августа 2008 г. независимости республик Южная Осетия и Абхазия ситуация в регионе кардинально изменилась. Российские воинские и пограничные контингенты развернуты на территории двух республик по приглашению и с согласия их легальных властей, на основе межгосударственных соглашений о размещении российских военных баз и совместной охране госграниц Абхазии и Южной Осетии с Грузией. Это полностью соответствует положениям международного права, которое не оговаривает нужное для признания число государств. Очевидно, таким образом, что под положения «Плана Медведева-Саркози» наши контингенты подпадать никак не могут.

Возвращаемся к пресловутому «соглашению о прекращении огня». Такого документа не существует в природе. Сколько бы раз российская делегация в Женеве ни пыталась добиться от грузин или западников показа хотя бы его копии, они всегда уходили от ответа. Хотя ответ здесь, повторю, простой:

— в согласованном Д.А.Медведевым и Н.Саркози под Москвой документе имеется преамбула следующего содержания: «Президент Российской Федерации Д.А.Медведев и Президент Французской Республики Н.Саркози поддерживают следующие принципы урегулирования конфликтов и призывают соответствующие стороны подписаться под этими принципами»; далее следуют шесть известных принципов, включая неприменение силы; под русским текстом стоят подписи Д.А.Медведева (причем в однозначном качестве посредника, а не конфликтующей стороны!), С.В.Багапша и Э.Д.Кокойты (см.приложение 1);

— любому здравому человеку очевидно, что Россия не могла сама себя призывать подписываться под принципами, так как никогда не являлась стороной конфликтов, а всегда была добросовестным посредником и миротворцем – или, как любят говорить западные партнеры, «честным брокером»;

— в документе же на французском языке, который был подписан в Тбилиси в ночь на 16 августа 2008 г. Н.Саркози и М.Саакашвили, упомянутая преамбула отсутствует, хотя «План из шести пунктов» имеется в заголовке, а фраза «соглашение о прекращении огня», естественно, тоже отсутствует (см.приложение 2).

Таким образом, очевидно, что никакого «соглашения о прекращении огня», равно как и неких обязательств России в этой связи не существует в природе. А вот кто, действительно, не выполнил «План из шести пунктов» от 12 августа 2008 г., так это Грузия, обязавшаяся согласно шестому принципу «обеспечить прочную безопасность Южной Осетии и Абхазии» путем заключения с ними соглашения о неприменении силы. Работа над проектом данного документа ведется в Женеве уже более 12 лет, а воз, как говорится, и ныне там. Жаль, что со временем память наших западных партнеров увяла, а политический цинизм берет верх, несмотря на всю лживость грузинских фантазий о не существующем «соглашении о прекращении огня».

История в любом случае со временем расставит все по своим местам.

Надеюсь, моя составленная на основе реальных фактов, а не виртуальных пожеланий грузинских и западных реваншистов, статья окажется интересной для абхазских читателей и заодно освежит память другим участникам Женевских дискуссий по Закавказью и их руководителям в столицах.

С уважением ко всем интересующимся внешней политикой читателям,

А.ДВИНЯНИН, Посол Российской Федерации в Республике Абхазия

г. Сухум, 12 ноября 2020 года