Владимир Путин: «Русский народ объединим и усилим»
22 декабря 2022 года Президент России Владимир Путин ответил на ряд актуальных вопросов представителей средств массовой информации.
Представляем вашему вниманию выдержку из стенограммы по теме объединения русского народа.
К.Голованова: «Интерфакс», Ксения Голованова.
Владимир Владимирович, хотела спросить в связи с визитом Зеленского в США и достигнутой там договоренности о поставке батареи Patriot на Украину: можно ли говорить сейчас о полной вовлеченности США в конфликт на Украине? Какие могут быть последствия этого решения? Например, может ли Россия придвинуть свои системы ближе к границам стран НАТО или в непосредственной близости к США?
Спасибо.
В.Путин: Вы сейчас сказали: можно ли говорить о большей вовлеченности Соединенных Штатов в конфликт на Украине? Позвольте пошутить, я бы предложил посмотреть на эту проблему «ширше и глыбже». В чем конкретно и почему?
Потому что Соединенные Штаты давно этим занимаются: они давно вовлечены в процессы, происходившие на советском и постсоветском пространстве. Еще в советские времена целые институты работали по Украине, они прекрасно отдавали себе отчет в истории этого вопроса. Там специалисты есть глубокие, которые профессионально в этом разбираются. Повторяю, еще в советские времена готовили почву, людей искали, смыслы определяли и так далее. Не хочется сейчас – это не тот формат, где можно было бы углубляться в историю вопроса, но тем не менее все же понятно, откуда все взялось.
Это тонкий очень вопрос – единство русского мира. Разделяй и властвуй – еще с древних времен этот лозунг действует и активно применяется до сих пор в реальной политике. Поэтому и наш потенциальный противник, наши оппоненты всегда об этом мечтали и всегда этим занимались, пытались нас разделить и потом отдельными частями руководить.
Что здесь нового-то? Идея родилась давно сама по себе украинского сепаратизма, еще в рамках единой страны. Понимаете, я все время говорю об этом, если кто-то посчитал, что образовалась отдельная этническая группа, хочет жить самостоятельно, ради бога, нельзя ни в коем случае идти против воли народа.
Но если это так, то этот принцип должен быть универсальным, и нельзя ни в коем случае идти против воли той части народа, которая ощущает себя в другой ипостаси, считая себя частью русского народа и русского мира, считают, что они часть этой культуры, часть этого языка, часть этой истории и традиций. И против них тоже нельзя воевать.
А против них развернули войну в 2014 году – именно войну. Ведь об этом шла речь. А что это такое, если с воздуха наносили удары прямо по центру городов-миллионников? А что это такое, если против них развернули войска с бронетехникой? Это и есть война, боевые действия. Мы всё терпели, терпели, терпели и надеялись на мирные договоренности какие-то. Сейчас выясняется, что нас просто водили за нос. Так что, такая страна, как Штаты, давно этим занимаются. Давно.
В этом смысле можно сказать, что сегодняшние события, если они подводили нас к этому, в этом смысле можно сказать, что они добились своего результата. Но и у нас уже не было никакого другого выбора, кроме тех действий, которые были начаты в конце февраля текущего года. Да, такова логика развития событий, но наша цель прежде всего в защите людей, повторяю еще раз, которые ощущают себя частью нашего народа, частью нашей культуры.
Мы ведь исходили из чего в свое время? Исходили из того, что, ладно, Советский Союз прекратил свое существование, но, – как я и вчера говорил, на коллегии Министерства обороны, – наши общие исторические корни, корни культуры, духовной общности, они будут сильнее, чем то, что нас растаскивает, а такие тренды всегда были. То, что объединяет, – сильнее. Нет – с помощью сторонних сил и с помощью того, что фактически после развала Союза к власти пришли люди крайне националистических взглядов.
И с помощью этих сил, несмотря на все наши усилия, эта разобщенность все увеличивалась и увеличивалась. Как я уже однажды сказал: сначала нас растащили, разобщили, а потом стравили. В этом смысле они добились результатов, безусловно, а мы в этом смысле потерпели известное фиаско. Ничего другого [нам] не оставили: может быть, и специально тоже толкали нас к этому, к этой черте. Отступать-то нам больше было некуда, вот в чем проблема.
Вовлеченность их была всегда в полном объеме, они старались. Я уже не помню, потом полистайте странички истории. Кто-то из депутатов еще царской Государственной Думы сказал: «Хотите потерять Украину – присоедините к ней Галичину». В конечном итоге так и получилось, он провидцем оказался. Почему? Потому что люди из этой части ведут себя очень агрессивно и фактически подавляют молчаливое большинство на остальной части этой территории.
Но, повторяю еще раз, мы-то исходили из того, что фундаментальные основы нашего единства будут сильнее, чем те тренды, которые нас растаскивают. Нет, оказалось, что это не так. Начали подавлять и русскую культуру, и русский язык, и нашу духовную общность разобщать, причем совершенно варварскими способами. И делают вид, что никто этого не замечает. А почему? А потому что преследуют ту самую цель, о которой я сказал: «Разделяй и властвуй».
Никто не хочет объединения русского народа. Разобщение – пожалуйста, это с удовольствием, будут кромсать и дальше. Но объединения и усиления никто не хочет – кроме нас, а мы будем это делать и сделаем.