30 лет со дня начала Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг.
Сегодня исполнилось 30 лет со дня начала Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг.
14 августа 1992 года началась война, длившаяся 413 дней и завершившаяся победой Абхазии.
Официальным поводом переброски грузинских войск стало утверждение Госсовета, что министр внутренних дел Грузии Роман Гвенцадзе и двенадцать заложников, захваченных звиадистами, находятся в Абхазии. Тбилисские власти говорили и о необходимости «охраны железной дороги», которая на деле вылилась в вооруженную агрессию против Абхазии. Верховный Совет Абхазии расценил действия Госсовета Грузии как «подготовленную оккупацию территории суверенной Абхазии».
Ежегодно 14 августа в республике отмечают День памяти защитников Отечества.
К Мемориалу Славы возлагают живые цветы представители руководства Абхазии, ветераны войны, матери погибших героев, представители широкой общественности, молодежь, дети.
За независимость Абхазии вместе с ее народом сражались добровольцы с Северного Кавказа, Юга России, других российских регионов, представители абхазской диаспоры из дальнего зарубежья.
По данным, которые приведены кандидатом исторических наук, полковником Валико Пачулия (20.11.1945 — 20.04.2021 гг.) в предисловии к книге «Боевые действия в грузино-абхазской войне (1992 – 1993 гг.) Документы и материалы», «В целом, в грузино-абхазской войне с абхазской стороны принимало участие 18 150 человек. Из них: непосредственных участников боевых действий — 13 970 человек, служащих тыловых служб — 4 180 человек.
Число добровольцев — 2 310 человек.
Число воевавших на разных фронтах:
• На Гумистинском фронте — 12 520 чел.
• В Восточном фронте — 5 630 чел.
• На Гагрском фронте – 1 600 чел. (фронт действовал всего 1,5 месяца)
Раненых на войне — 7 тысяч человек.
Безвозвратные потери — до 2-х тысяч человек».
************
ГРУЗИНО-АБХАЗСКАЯ ВОЙНА 1992–1993 ГГ.
Первые дни войны… Ранним утром 14 августа 1992 г. грузинские войска вошли в пределы Республики Абхазия. В этой акции участвовало до 2 тыс. грузинских «гвардейцев», 58 единиц бронетехники и автобусов «Икарус», 12 артиллерийских установок. Колонна растянулась на несколько километров по шоссе от Гали к Очамчире. Кроме того, наступление поддерживалось с воздуха четырьмя вертолетами МИ-24 и военно-морскими силами.
В ходе операции под кодовым названием «Меч» в Тбилиси планировали, по данным абхазской разведки, что основные силы проследуют по железной дороге, высадят свои гарнизоны во всех узловых пунктах, и проснувшаяся Абхазия будет у них в руках. Другая группировка была в ночь с 14 на 15 августа отправлена морем из Поти в Гагры. Морской десант численностью в несколько сотен национальных гвардейцев с четырьмя единицами бронетехники двигался на двух десантных кораблях, двух «Кометах» и барже. Накануне бесславного похода в Абхазию Грузия, по подсчетам экспертов Центра кавказских исследований, получила со складов бывшего ЗакВО около 240 танков, множество бронетранспортеров, около 25 тыс. автоматов и пулеметов, десятки орудий и ракетно-артиллерийских систем, в том числе «Град» и «Ураган».
Это оружие, ранее принадлежавшее 10-й мотострелковой дивизии, было передано согласно ташкентским соглашениям. Тогдашний министр обороны Т. Китовани обещал не применять его в Абхазии, но слово не сдержал.
Морской десант на рассвете 15 августа остановился на рейде у поселка Гантиади (ныне Цандрыпш), в 7 км от границы с Российской Федерацией. Администрация Гагры была уже оповещена о десанте. За ним в разных местах с берега велось визуальное наблюдение, но слишком мало имелось сил и средств для того, чтобы воспрепятствовать его высадке. Около часу дня морской десант стремительно приблизился к берегу и высадился в устье реки Хашупсе. Среди бойцов абхазского народного ополчения, которые ему препятствовали, некоторые были с автоматами, большинство — с охотничьими ружьями, кое-кто — вообще безоружным. Тем не менее, ополченцы вступали в бой. Оборону держали до семи вечера, а потом получили приказ отойти к санаторию «Украина» — удобному для обороны участку трассы на западной окраине Гагры. Но была опасность удара с тыла, со стороны села Псахара (Колхида) на восточной окраине Гагры, где засевшие у дороги члены местной гагрской группировки «Мхедриони» и присоединившиеся к ним сотрудники гагрского ГОВД грузинской национальности вели огонь по проезжавшим машинам и убили несколько мирных жителей.
Часть грузинского десанта двинулась к реке Псоу. После короткой схватки на посту у границы восьми военнослужащим внутренних войск Абхазии пришлось отойти на российскую сторону, где они была разоружены и интернированы.
Но главные события начавшейся войны развивались на Сухумском направлении и, конечно, в Сухуми.
Незадолго перед войной, по настоянию главы Гальского района, абхазское руководство убрало пост на мосту через реку Ингур. В Гале к грузинским войскам присоединились местные «гвардейцы». Дальше грузинская колонна двигалась к первому патрульному посту у села Охурей Очамчирского района, где дежурили девять резервистов из отдельного полка внутренних войск (ОПВВ), созданного на базе расформированного 8-го полка МВД России. Они обманным путем были взяты в плен. Около 12 ч 14 августа у поселка Агудзера резервисты местного батальона ОПВВ оказали сопротивление наступавшим. Но оно было быстро подавлено превосходящими силами, и далее грузинские войска двигались беспрепятственно.
К 12 ч дня грузинские войска оказались в Сухуми, в районе турбазы имени XV съезда комсомола. Здесь к ним примкнули местные грузинские формирования. Впоследствии колонна двинулась к центру Сухуми. Грузинские гвардейцы атаковали позиции бойцов ОПВВ, которые под натиском значительно превосходящего их противника вынуждены были отступить к Красному мосту. Здесь организацией обороны занялся военный комиссар республики С. Дбар. Красный мост был перекрыт и заминирован. На вооружении резервистов, против которых действовали танки и вертолеты, имелись бутылки с зажигательной смесью, изготовляемые по ходу боя. Кроме того, против защитников Красного моста действовали снайперы и пулеметчики, засевшие в ближайших высотных зданиях. После перехода в наступление грузинских танков головной из них был подбит абхазскими бойцами, а затем танк был доставлен в расположение их позиций. После ремонта он стал наводить ужас на бывших своих владельцев.
В этот же день, 14 августа, после обращения к народу республики председателя Верховного совета Абхазии В. Г. Ардзинба, Президиум Верховного совета объявил всеобщую мобилизацию граждан от 18 до 40 лет.
«…На нашу землю вторглись войска Госсовета Грузии… На наши предложения решить вопросы взаимоотношений мирным путем нам ответили танками, пушками, самолетами, убийствами и грабежами. И это показывает истинную роль нынешнего руководства Грузии. Мир решительно осуждает эту варварскую акцию, и его моральная и материальная поддержка нам обеспечена. Я думаю, что мы должны выстоять в этот трудный час и мы выстоим.» — говорилось в обращении по телевидению В. Г. Ардзинба.
В эти первые дни войны появились и первые жертвы с обеих сторон. В результате обстрела из вертолета пляжа санатория МО России, погиб российский офицер и несколько членов семей военнослужащих. Все отдыхающие затем были срочно эвакуированы на территорию России.
Из книги «Засекреченные войны. 1950-2000»
По материалам ГИА «Апсныпресс»